Медиация

РОО «ЕСЮМ «Praktikos»

МЕДИАЦИЯ

МЕДИАЦИЯ (от англ. mediation - посредничество) - универсальная технология альтернативного разрешения споров двух или более сторон с участием третьей стороны - медиатора, который помогает выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.


В настоящее время медиация является широко известным и распространенным методом посредничества в конфликтах и спорах. Этот уникальный инструмент направлен на повышение уважения к правам, свободам и самому человеку, на формирование цивилизованных гражданских и межличностных отношений, укрепление общественного согласия, на разрешение социальных и иных противоречий путем конструктивного диалога, с сохранением деловых и личных отношений между участниками.


ИСТОРИЯ МЕДИАЦИИ
Использование посредников для разрешения споров отмечается с древних времён, историки отмечают подобные случаи ещё в торговле финикийцев и Вавилоне. В Древней Греции существовала практика использования посредников (proxenetas), римское право, начиная с кодекса Юстиниана (530-533 н. э.), признавало посредничество. Римляне использовали различные термины для обозначения понятия «посредник» - internuncius, medium, intercessor, philantropus, interpolator, conciliator, interlocutor, interpres, и, наконец, mediator.

В некоторых традиционных культурах к фигуре посредника относились с особым уважением и почитали наряду со жрецами или вождями племени.

Медиация в её современном понимании стала развиваться во второй половине XX столетия, прежде всего, в странах англо-саксонского права - США, Австралии, Великобритании, после чего начала распространяться и в Европе. Первые попытки применения медиации, как правило, касались разрешения споров в сфере семейных отношений. Впоследствии медиация получила признание при разрешении широкого спектра конфликтов и споров, начиная от конфликтов в местных сообществах и заканчивая сложными многосторонними конфликтами в коммерческой и публичной сфере.

Датой международного признания медиации можно считать конец 1999 года, когда в городе Вене состоялась международная конференция по медиации.

С 2000-х годов медиация становится фактом международного права и международных отношений и активно применяется для урегулирования межкультурных, межнациональных, этнических, цивилизационных, экономических, торговых и военных конфликтов. Медиация как метод разрешения международных конфликтов узаконена в Главе VI: Мирное разрешение споров, в статье 33 Устава Организации Объединенных Наций: «Стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны, прежде всего, стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».


Затрагивая историко-правовые аспекты института медиации по отношению к Республике Казахстан и к ее богатой истории становления, то можно отметить, что элементы медиации имели место в деятельности суда биев. Так, можно провести аналогию между медиацией и судом биев, которые разрешали споры в казахской степи многие века. Как и медиаторы, бии действовали как посредники в возникавших спорах, при этом не существовало какого-либо формального назначения на данную должность.

В казахском обществе XV-XVIII вв. суд биев обладал основной судебной властью. Юридически выполнять функции бия мог любой свободный общинник, обладающий достаточным авторитетом, зна¬нием норм обычного права и красноречием. Кроме того, высшей судебной властью обладал хан, имевший право пересматривать реше¬ния суда биев. Ораторы - шешены и Бии, несомненно, занимают важное место в истории нашего народа. Наиболее выдающиеся из них – это 3 бия: Толе би, Айтеке би, Казыбек би. Совершенно справедливо было сказано о них А. Нурпеисовым, известным писателем: «Три мудреца, чьи имена не сходят с уст благодарных потомков, Толе би, Казыбек би, Айтеке би, - не только были наделены Богом великим ораторским искусством. Они точно так же, как Цицерон в Древнем Риме, использовали широкий круг государственных обязанностей, в том числе суда биев, утверждая тем самым своими деяниями принципы демократии Великой степи. Именно великое ораторское искусство, в первую очередь, выдвинуло их в ряд исторически значимых лиц казахского этноса.

Гласность судебного процесса и зависимость авторитета бия от справедливости вынесенных им решений, вели к невозможности злоупотреблений со стороны биев и стремлению выносить при¬говоры, максимально удовлетворяющие обе стороны. Таким образом, целью суда был не столько поиск истины, сколько примирение сторон и прекращение конфликта. ХVIII век является переломной вехой в истории формирования международного права казахов.


28 января 2011 года в Казахстане принят и 5 августа введен в действие закон «О медиации».

Закон определяет медиацию как примирительную процедуру, то есть внесудебную форму разрешения спора (конфликта) между сторонами, вытекающую из уголовных, правовых и гражданско-правовых отношений, реализуемого по добровольному соглашению сторон с участием медиатора. Медиация означает возможность сторон потенциального спора разрешить конфликт во внесудебном порядке с помощью специалиста (медиатора), который, изначально занимая нейтральную позицию в споре, обладает всеми необходимыми познаниями в спорном вопросе.

Официальному принятию Закона «О медиации» предшествовала большая подготовительная, научно-исследовательская работа.

Ещё 20 сентября 2002 года Первым Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым был издан Указ «О Концепции правовой политики Республики Казахстан». Отмечая необходимость гуманизации уголовной политики, Указ определил, что в уголовном судопроизводстве это должно быть отражено через «более широкое внедрение института примирения путем расширения перечня преступлений, подпадающих под возможность освобождения от уголовной ответственности через процедуру медиации, возмещения потерпевшему имущества и морального вреда, а также причиненного вреда здоровью».

Это первое упоминание о медиации в нормативно-правовом тезаурусе Казахстана.


Одновременно с этим законом приняты и вступили в действие изменения и дополнения в Гражданский, Уголовный, а также в Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Республики Казахстан, в Закон «О браке (супружестве) и семье», в Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан».


3 июля 2011 года постановлением Правительства Республики Казахстан утверждены Правила прохождения обучения по программе подготовки медиаторов. Таким образом, сформирована нормативно-правовая основа для внедрения и развития института медиации в нашей стране.

Впервые за всю историю Казахстана в его правовом пространстве возник не новый вид ответственности или способ обеспечения обязательства, а новый универсальный правовой инструмент.

Этот уникальный инструмент направлен на повышение уважения к правам, свободам и самому человеку, на формирование цивилизованных гражданских и межличностных отношений, укрепление общественного согласия, на разрешение социальных, иных противоречий, конфликтов и споров путем конструктивного диалога.

Государство активно стимулирует стороны по гражданским делам на примирение в судах именно в порядке медиации, установив в этом случае возврат уплаченной государственной пошлины.

В то же время возврат пошлины не предусмотрен в других случаях примирения с непосредственным участием суда, таких как мировое соглашение, третейское разбирательство.

Республика Казахстан является единственной страной в Содружестве независимых государств (СНГ), которая включила процедуру медиации в уголовное судопроизводство по делам, связанным с преступлениями небольшой и средней тяжести.
Выступая на V съезде Союза Судей Республики Казахстан, Первый Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев сказал, что необходимо провести работу, направленную на сокращение числа споров, подлежащих рассмотрению в судебном порядке. Он отметил важность внедрения альтернативных способов разрешения споров, в том числе примирительных процедур и медиации.


Области применения медиации:
• споры (конфликты), возникающие из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений;
• споры (конфликты), рассматриваемые в ходе уголовного судопроизводства по делам небольшой и средней тяжести, об уголовных проступках;
• споры (конфликты), возникающие в ходе исполнительного производства;
• меж- и внутрикорпоративные споры;
• споры в банковской и страховой сфере;
• конфликты и разногласия при разделе имущества;
• сложности взаимопонимания в образовательном процессе;
• споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью;
• сопровождение проектов, реализация которых затрагивает интересы многих сторон;
• конфликты в сфере здравоохранения;
• различные споры и разногласия между членами сообществ и соседями;
• споры и конфликты жилищного характера;
• бизнес-медиация: при подписании договоров, контрактов; при совершении любых видов сделок (инвестиции, гос.закупки, банковское кредитование, купля-продажа, земельные, жилищные, наследственные споры, дарение, завещание и др.);
• межкультурные конфликты, и многое другое.


Цели медиации:
• достижение варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего обе стороны медиации;
• снижение уровня конфликтности сторон.


Принципы проведения медиации:
• добровольность;
• равноправие сторон медиации;
• независимость и беспристрастность медиатора;
• недопустимость вмешательства в процедуру медиации;
• конфиденциальность.


Преимущества медиации:
• медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора, обеспечивает конфиденциальность в отличие от публичности судебного процесса.
• при проведении медиации обстановка, организация, регламент и содержание процесса могут быть определены индивидуально;
• медиация ориентирована не столько на конфликт (выяснение кто прав, а кто виноват) или на выигрыш, сколько на конструктивный поиск решений;
• в плане временных затрат медиация может быть легко подстроена под потребности участников и может учитывать эмоциональные и личные аспекты спора.

На связи
любым удобным способом

На связи любым
удобным способом

Вы можете взаимодействовать с командой обслуживающих специалистов, как вам удобно. Где бы мы с вами ни общались, все задачи и договорённости будут зафиксированы.
Service Desk
Мессенджеры
Электронная почта
Телефон
false